Экспертиза технического состояния ТС
Задачей экспертизы технического состояния транспортных средств является определение наличия или отсутствия неисправностей ТС, причин их возникновения, способа и трудоемкости их устранения; определения, являются ли данные неисправности заводскими, эксплуатационными, возникли ли они в результате проведенного ремонта. Экспертиза технического состояния транспортных средств – трудоемкое исследование, требующее от специалиста, его производящего, высокого уровня компетентности, большого профессионального опыта, а также владения всеми современными методами исследований.
Экспертиза технического состояния транспортных средств, как правило, осуществляется в случаях споров, претензий, связанных с правами потребителя и их защитой, в целях определения качества произведенного ремонта, при расследовании обстоятельств произошедшего ДТП или возгорания с участием исследуемого автомобиля, а также в иных подобных случаях: повреждения в результате затопления, акта вандализма, неспособности персонала технического центра определить причину неисправности и т.п. Как и другие виды экспертиз, экспертиза технического состояния транспортных средств может быть проведена в судебном и внесудебном порядке: судебная экспертиза назначается определением арбитражного или гражданского суда, внесудебная может быть выполнена по заявке любого заинтересованного лица.
В качестве объектов экспертизы технического состояния могут быть: само транспортное средство, его отдельные части (детали, узлы, фрагменты разрушенных деталей, эксплуатационные жидкости), результаты выполненного ремонта или обслуживания, документы, касающиеся транспортного средства.
Процедура производства экспертизы состояния транспортных средств
Производство экспертизы состояния транспортных средств начинается с подписания договора на ее осуществление между заявителем и экспертной организацией. Перед заключением договора заказчик экспертизы может получить предварительную консультацию, в ходе которой обсуждаются вопросы организационного характера, уточняются цели заказчика, разъясняются особенности и возможные результаты будущего исследования.
Дата, время и место проведения осмотра объекта экспертизы устанавливается по согласованию с заказчиком экспертизы (при необходимости – с иными заинтересованными лицами). О проведении осмотра объекта экспертизы заказчиком экспертизы уведомляются заинтересованные лица.
После подписания договора, в согласованные дату, время и место, эксперт приступает к исследованию транспортного средства и/или других предоставленных объектов. При этом он определяет, анализирует и фиксирует состояние объектов путем внешнего осмотра и диагностики, в том числе, с использованием специальных технических средств и измерительных приборов. Качество проведенных работ по обслуживанию и ремонту определяется исследованием результатов работ, то есть по техническому состоянию и функционированию обслуженного (отремонтированного) объекта.
После выполнения всех необходимых исследований эксперт приступает к формированию официального документа – акта экспертного исследования или заключения эксперта, которое является основным результатом проведенного исследования и имеет доказательную силу.
Экспертиза технического состояния транспортных средств всегда проводится в виде постановки заказчиком и ответом эксперта на вопросы технического характера.
Рекомендованные вопросы на разрешение эксперту для данного вида экспертизы:
- Имеет ли транспортное средство (марка, модель, идентификационный номер) неисправности (указывается конкретная неисправность или конкретная деталь/узел/система)?
- Какова причина возникновения неисправности?0
- Является ли выявленная неисправность следствием производственного дефекта или нарушения правил эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, или естественных процессов старения или иных причин?
- Является ли выявленные неисправности устранимыми/неустранимыми?
- Если неисправность является устранимой, то каким образом она может быть устранена? Каковы материальные и временные затраты на её устранение?
- Если имеется неисправность, явившаяся следствием производственного дефекта, то возникал ли ранее данный производственный дефект? Устранялся ли ранее данный производственный дефект и проявился ли он повторно после его устранения?
- Явилась ли обнаруженная неисправность причинной ДТП?
- Могла ли обнаруженная неисправность возникнуть в результате ремонта узла, агрегата?
- Соответствует ли качество произведенного ремонта предъявляемым к нему требованиям?
- Привели ли ремонтные работы к устранению неисправности?
- Были ли выполнены в полном объеме все ремонтные работы, указанные в заказ-наряде?
Характер вопросов устанавливается по согласованию с лицом - заказчиком экспертизы, в соответствии с подтвержденной компетенцией эксперта, предоставленными объектами экспертизы и материалами, возможностью использования необходимой для проведения исследований материально-технической базы.