Возможности получения денежных выплат по полису ОСАГО, сроки выплат, отказы в выплате, недостаточные страховые суммы
Получение выплат по ОСАГО и их сроки
Изменения, которые были внесены в ФЗ №40-ФЗ от 28.03.2017г., говорят о том, что восстановление автомобиля находится в приоритете перед начислением денежных средств. Но страховые компании (СК) идут на то, чтобы оплатить ущерб деньгами, так как собственная СТО или та, с которой заключен соответствующий договор не всегда отвечают всем необходимым требованиям по оказанию работ, которые необходимо произвести для восстановления автотранспорта.
Выплата по полису ОСАГО денежными средствами возможна в следующих ситуациях:
- гибель водителя, деньги получают его прямые наследники
- если стоимость ремонта авто без учета износа превышает среднюю рыночную стоимость целого авто
- пострадавший получил инвалидность в результате аварии или получил серьезные травмы
- стоимость ремонтных работ значительно выше 400 000 руб. (сумма является максимально допустимой для компенсации)
- страховщик согласен выплатить деньги пострадавшему лицу
- у страховщика отсутствует собственная СТО, или нет возможности выполнить ремонт необходимого объёма.
СК обязана в двадцатидневный срок рассмотреть заявление. В результате пострадавший получает денежные средства, или автотранспорт направляется в ремонт, или получает отказ оплачивать убытки в письменном виде.
Если страховщик нарушает порядок и сроки перечисления денежных средств, то у потерпевшего появляется гражданское право получить выплаты, обратившись в суд. Если нарушены сроки по переводу денег, то у страховщика возникают обязательства компенсировать пострадавшему пени. Пени исчисляются от ставки рефинансирования на день, когда должен был быть произведен расчет с пострадавшим и составляют 1%.
Если пострадавший не удовлетворен суммой компенсации, или ему не нравится качество выполненного ремонта, то ему необходимо в кратчайшие сроки произвести независимую экспертизу, так же желательно сделать это с привлечением виновной стороны. И с новыми данными еще раз обратиться в страховую компанию, если откажут, то можно идти в суд.
Чаще всего разногласия между автострахователем и СК все-таки решаются с помощью досудебных претензий. У страхователя есть еще один вариант воздействия на недобросовестного страховщика, это обращение в контролирующие органы. Подать жалобу можно в Центробанк или РСА, описать в подробностях всю сложившуюся ситуацию и приложить все документы.
Отказ в покрытии убытков
Если СК принимает решение в отказе выплаты по полису ОСАГО, то страховщик предоставляет в письменном виде отказ потерпевшему. В этом документе не только указываются ссылки на определенные нормативные акты, но и самостоятельно сформулированное обоснование страховщика в отказе.
Отказ СК может быть произведен на основании ст.6 ФЗ № 40-ФЗ, где определены случаи, когда убытки не возмещаются:
- причинение вреда автотранспортом, которого нет в договоре страхования
- вред нанесен в период, который не совпадает с периодом в полисе
- вред причинен здоровью сотрудника, который находился при исполнении своих рабочих обязанностей, и подлежит страховке по социальному пакету работодателя
- причинение вреда пассажирам общественного транспорта, если у перевозчика есть свой полис автогражданки
- вред нанесен при совершении погрузочно-разгрузочных работ перевозимого имущества и другие (ст.6 ФЗ «об ОСАГО» №40-ФЗ).
Но страховщики зачастую мотивируют свой отказ в нарушение нормативных актов. Не будет новостью, что потерпевшему, который не имеет юридического образования и не знаком с тонкостями страхового дела не возможно самостоятельно разобраться. В этом случае ему потребуется помощь квалифицированного юриста в качестве консультанта. Если юрист, ознакомившись с документами, придет к выводу о незаконности отказа, то составляется досудебная претензия и отправляется в страховую компанию. Как правило, после грамотно составленной претензии, потерпевший получает выплату страховки. Если СК, рассмотрев претензию, упорствует в перечислении оплаты, то потерпевший может защитить свои интересы в суде.
Выплаченная компенсация меньше причиненного ущерба
В случаях, если начисленной суммой не покрыть весь ущерб, то потерпевший имеет право на взыскание оставшейся части с виновника. Это длительный и сложный процесс, как правило, встречается при материальном убытке более 400 тыс. руб., компенсации моральных потерь, при материальных оплатах по потере здоровья или гибели потерпевшего свыше 500 тыс. руб. Как правило, пострадавшие занимаются им с привлечением профессиональных юристов по страховому праву.
Потерпевшая сторона высылает виновнику досудебную претензию с предоставлением всех документов, можно это делать с привлечением своего страховщика. Если ответчик не согласен оплачивать компенсацию, то дело можно будет решить только через суд. При этом потерпевшему компенсируются виновной стороной все издержки и расходы по судебному разбирательству, и моральные неудобства, связанные с этим процессом. Потерпевший может обратиться в суд, но необходимо обязательно помнить, что при превышении срока давности при обращении отстоять свои имущественные и моральные права будет невозможно.
Производится ли компенсация вреда виновнику
Отдельно следует отметить, что получение возмещений для виновника инцидента не предусмотрено полисом, покрываются потери только потерпевшей стороны. То есть если Вы являетесь виновником, ваша страховая компания оплатит убытки тому, кто пострадал, а ваши потери лягут на ваши плечи в полном объеме. Кроме того к виновнику аварии страхователем может быть применено право суброгации, право потребовать оплату возмещенного ущерба. Это случается если виновник в момент ДТП был в нетрезвом состоянии или умышленно совершил действия, которые привели к аварии и соответственно к возникновению факта ущерба.
Однако если в процессе разбирательства обстоятельств ДТП с виновника была снята вина, или в произошедшем событии не установлено вины всех участников (плохое покрытие дороги, неверно установленный дорожный знак и другое), то страховая компенсация положена всем потерпевшим.